Транспортные расходы в бухгалтерском учете: что, как, зачем?

Дата:
Рубрика: Технические тонкости
Автор:
Транспортные расходы в бухгалтерском учете

Наверное, в наше время трудно найти организацию, которая вообще не имеет необходимости отражать транспортные расходы в бухгалтерском учете.

Перманентные процессы закупок и продаж, в которые вовлечено большинство коммерческих организаций, связаны с такими тратами практически неразрывно. Именно по этой причине, любому бухгалтеру, не желающему прослыть невеждой в профессиональных кругах, необходимо иметь хотя бы общее представление об особенностях учета этих операций.

Эта статья поможет читателю составить четкое и целостное понимание того, каким образом могут отражаться в бухучете издержки на транспортировку в разных случаях и какие первичные документы необходимо оформлять для их подтверждения в налоговых органах.

Оплата перевозки основных средств

Согласно пункту 8 ПБУ 6/01, все денежные средства, уплаченные за транспортировку приобретенных внеоборотных активов от поставщика, следует включать в первоначальную стоимость этих объектов.

Данное правило имеет одно исключение – это объекты, которые являются самодвижущимся механизмами, такими как, к примеру, бетономешалка или экскаватор. Так вот, если такой внеоборотный актив приехал к покупателю своим ходом, то деньги, заплаченные за перегон машины от продавца, включать в ее первоначальную стоимость не следует. В этом случае траты нужно отнести на тот счет, на котором ведется регистрация издержек по эксплуатации этого механизма.

Оплата доставки закупленного сырья и материалов

Пункт 83 Методических указаний по бухучету предлагает предприятиям 3 допустимых варианта регистрации сумм, израсходованных на транспортировку приобретенных материалов:

  1. Относить их на спецсчет 15 «Заготовление и приобретение материалов»;
  2. Открыть соответствующий субсчет к счету 10 «Материалы»;
  3. Включать стоимость доставки материалов непосредственно в их себестоимость.

При выборе первого или второго способа следует принять во внимание, что все транспортные затраты должны быть отражены в разрезе групп или видов материалов.

При выборе третьего способа перед бухгалтером встает дополнительная задача – нужно решить, пропорционально какой величине следует распределять затраченные на перевозку деньги на себестоимость:

  • Пропорционально количеству (объему, весу и т.д.)
  • Пропорционально закупочной стоимости.

Отражение затрат на перемещение товаров, приобретенных для последующей перепродажи

Законодательство предусматривает 2 возможных способа отражения в бухучете транспортных издержек на закупку продукции:

  1. Относить их на дебет счета 44 «Расходы на продажу», в конце месяца списывая сумму полностью или частично на счет «Продажи»;
  2. Включать затраченные на доставку средства непосредственно в себестоимость закупленных товаров.

Каждый из этих методов имеет свои плюсы и минусы. Так, способ включения затрат на транспортировку в себестоимость продукции является более трудоемким для бухгалтерии, а также может привести к возникновению ситуации, при которой себестоимость одинаковых товаров из различных партий будет иметь различную себестоимость единицы, что не всегда удобно.

Первый способ представляется менее трудоемким, однако и тут есть своя сложность, которая связана с необходимостью ежемесячно переносить эти издержки на 90-ый счет. Как уже было отмечено выше, сумма затрат может быть перенесена полностью или частично, причем решения о том, какой из двух подходов выбрать, принимается непосредственно организацией по своему усмотрению:

  • Списывать сумму полностью, оставляя нулевое сальдо по счету 44;
  • Переносить расходы пропорционально сумме проданных за месяц товаров, оставляя на сальдо 44 счета часть затрат, которые приходятся на складской остаток на конец месяца.

На первый взгляд кажется, что все просто – выбираешь первый способ, переносишь итог с одного счета на другой концом месяца и не загружаешь голову дополнительными вычислениями. Однако есть одна неприятность – выбирать способ переноса издержек компания вольна только в бухгалтерском учете, в учете же налоговом такой перенос можно делать только с пересчетом на объем проданной продукции. Следовательно, второй вариант имеет и свое преимущество – в этом случае бухгалтерский и налоговый учет сближаются.

Учет расходов на доставку товаров покупателю

С отражением транспортных издержек на доставку проданной продукции до покупателя все относительно просто: все связанные с такими перевозками затраты отражаются в течение месяца по дебету счета 44. В конце отчетного месяца итог полностью списывается в дебет счета 90 «Продажи», тем самым уменьшая базу налога на прибыль.

Документы, на основании которых ведется учет

Поскольку транспортные расходы оказывают влияние на налогооблагаемую базу предприятия, бухгалтеру следует особенно тщательно относиться к проверке наличия и правильности оформления первичных документов, подтверждающих эти затраты. Согласно разъяснениям, которые ФНС России дала в своем письме от 21.03.2012, для подтверждения расходов на перевозку груза автомобильным транспортом, налогоплательщику достаточно иметь хотя бы один из ниже перечисленных первичных документов:

  • Или ТТН (товарно-транспортная накладная, унифицированная форма 1-Т, является товаросопроводительным документом и передается покупателю вместе с грузом)
  • Или транспортная накладная (документ, подтверждающий заключение договора перевозки)

Как видите, если аккуратно разложить информацию по полочкам, все становится не так уж и сложно.

С уважением, Технические Эксперты.
Понравилась статейка? Не жадничай, поделись!
Подписывайся скорее на новые бизнес-секреты!
Статьи по теме
Комментарии (0)
Добавить свой комментарий
;-):|:smile::shock::sad::roll::grin::cool::???:
Давайте дружить!
Подписка на обновления
Топ комментаторов
  • Оксана
    10
  • Спец
    2
  • Александр
    2
  • Денис Ник...
    2
  • Михаил
    2
  • Леонид
    1
Давайте дружить!
Подписка на обновления